Воскресенье, 22.07.2018, 10:03
Приветствую Вас Гость | RSS

МАОУ "Бигилинская СОШ"

Меню сайта
Категории раздела
Бигилинская СОШ [401]
Представлены материалы МАОУ "Бигилинская СОШ"
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ОРКСЭ

"Основы религиозных культур и светской этики"  4 класс

"Основы духовно-нравственной культуры народов России"  5 класс

Учебный предмет ОРСКЭ определен в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в разделе требований к структуре основных образовательных программ. 

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р устанавливается норма об обязательном изучении учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе в объеме 34 учебных часов (1 учебный час в неделю в течение всего учебного года) во всех общеобразовательных организациях всех субъектов РФ., что было закреплено инструктивно-нормативным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.08.2012 № 08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ». 

Согласно приказу Минобрнауки России от 18 декабря 2012 г. N 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» название предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» заменено на «Основы религиозных культур и светской этики». Предметная область и преподаваемый в этой области предмет в 4 классе теперь называются одинаково.

Образовательные организации самостоятельно формируют собственные основные образовательные программы школ (составной частью которых является учебный план) на основании ФГОС НОО, руководствуясь нормами Федерального закона, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и Минобрнауки России, с учетом примерной основной образовательной программы (в том числе и в части предметной области «Основы религиозных культур и светской этики»). 

Выбор модуля 

С 2012 г. исключительное право на выбор родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся закреплено в Федеральном Законе  «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, вступившего в силу с 1 сентября 2013 г.)

Выбор модуля учебного курса ОРКСЭ определяется персонально родителями  (законными представителями) и оформляется заявлениями в письменной форме. Для обеспечения свободного, добровольного, информированного выбора модуля курса ОРКСЭ родителями (законными представителями) учащихся 3-х классов в каждом субъекте РФ проводятся мероприятия, включающие в себя информирование, консультирование, проведение ежегодных родительских собраний по выбору модуля. 

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» реализация предметной области (комплексного курса) ОРКСЭ должна осуществляется также с привлечением религиозных организаций, участвующих в реализации ОРКСЭ, к учебно-методическому обеспечению соответствующих модулей ОРКСЭ. 

Особенностью формирования учебного плана на 2015-2016 учебный год МАОУ "Бигилинская СОШ" для IV класса является введение в инвариантную часть плана комплексного учебного курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (далее – ОРКСЭ). В целях обеспечения духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности, сохранения и развития культурного разнообразия, овладения духовными ценностями определен модуль «Основы светской этики» на основе анкетирования и заявления родителей (законных представителей).

С 2015-2016 учебного года с целью преемственности преподавания курса ОРКСЭ в 5 классе по учебному плану отводится 1 час на изучение курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» по плану внеурочной деятельности через духовно-нравственное направление.

Нормативно-правовая база введения и реализации курса ОРКСЭ, ОДНКНР

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и  светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций у осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу  с представителями других культур и мировоззрений.

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также сопричастности к ним. Основные  культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляю­щих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего об­разования вопрос совершенствования личности ребёнка на прин­ципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечелове­ческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в вос­питательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общ­ность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отра­жает культурную, социальную, этническую, религиозную слож­ность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;
  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, нала­женный веками диалог культур, а также общность социально-по­литического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной систе­мой. Все его модули согласуются между собой по педагогичес­ким целям, задачам, требованиям к результатам освоения учеб­ного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в преде­лах отведённого учебного времени с учётом образовательных воз­можностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 мо­дулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую  цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного  гражданина России;
  • педагогического согласования системы базовых ценностей, удержания всех модулей учебного курса;
  • системы связей,устанавливаемых между модулями учебного  курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература и др.)
  • ориентация учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков
  • единых требований к результатам освоения содержания курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и культурных традиций. Сама национальная духовность с многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса

Место комплексного учебного курса в учебном плане.

В рамках апробации комплексный учебный курс «Основы религиозной культуры и светской этики» изучается в объёме 1 ч в неделю в 4 классе и "Основы духовно-нравственной культуры народов России" 1 ч в неделю в 5 классе.

  • Основные содержательные модули курса:
  • Основы православной культуры
  • Основы  исламской культуры
  • Основы  буддийской культуры
  • Основы иудейской культуры
  • Основы мировых религиозных культур
  • Основы светской этики

Каждому обучающемуся в рамках освоения содержания учебного курса с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей) предлагается для изучения один из шести учебных модулей.

Образовательное учреждение на основе определения образовательных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень учебного курса. При этом выбор родителей (законных представителей) является приоритетным для организации обучения ребёнка по содержанию того или иного модуля,

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала, могут быть как индивидуальными, так и коллективными,. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранee изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме. Подготовка и презентация проекта (уроки могут проводиться по решению школы всем классом.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусуль­манской, буддийской, иудейской культур, основами мировых ре­лигиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной шко­ле, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренчес­ких основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
  • развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаим­ного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Учебный курс создаёт начальные условия для освоения обуча­ющимися российской культуры как целостного, самобытного фе­номена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение школьниками учебного содержания каждого из мо­дулей, входящих в учебный курс, должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответствен­ного поведения в жизни человека и общества;
  • формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традицион­ной культуры многонационального народа России;
  • укрепление средствами образования преемственности поко­лений    на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Требования  к личностным результатам:

— формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

— формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание до­ения к истории и культуре всех народов;

— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки  на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

— развитие этических чувств как регуляторов морального поведения

— воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам  других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

—наличие  мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требованияк метапредметным результатам:

—овладениеспособностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления

— формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные  способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

— адекватное использование речевых средств и средств инфрмационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

—овладениенавыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

—овладениелогическими действиями анализа, синтеза, срав­нения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения понятиям;

— готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь сосбтвенную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий

—определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельнос­ти; адекватно оценивать собственное поведение и поведении окружающих.

Требования к предметным результатам:

—     знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

—     знакомство с основами светской и религиозной морали, по­нимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

—     формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современно­сти России;

—     осознание ценности нравственности и духовности в челове­ческой жизни.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 

«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержатель­но связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логичес­кую завершённость по отношению к установленным целям и ре­зультатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей  организовано в рамках тематических разделов (уроков). Первый и последний из них являются общими для всех модулей. Содержательные акценты первого раздела   — духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества, последнего раздела  — духовные традиции многонационального народа России.

Изучая курс, обучающийся в соответсвии с выбранным модулем получит представление о конкретной культурной традиции на основе знакомства с наиболее общими её характеристиками.

Учебный модуль «Основы православной культуры»,

Россия — наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы. фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ­ного и многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы исламской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в исламскую духовную традицию. Культура и рели­гия. Пророк Мухаммад — образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики, Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ­ного и многоконфессионального народа России.

 

Учебный модуль «Основы буддийской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и рели­гия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы.  Буддийские святыни.. Буддийские священные сооружения. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ­ного и многоконфессионального народа России

Учебный модуль «Основы иудейской культуры»

Россия — наша Родина.

Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и рели­гия. Тора — главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники виудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. От­ветственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ­ного и многоконфессионального народа России.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия — наша Родина.

Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители пре­дания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Рели­гии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религи­ях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в ре­лигиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответ­ственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаи­мопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонациональ­ного и многоконфессионального народа России.

 

 

 

Вход на сайт
Выпускной 2018
РДШ
Персональныеданные
Электронный журнал
Роскомнадзор
Телефон доверия
Поиск
Календарь
«  Июль 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Вверх

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный конструктор сайтов - uCoz